Почти сто лет назад французы едва не сделали Одессу своей заморской провинцией. Помешали восставшие крестьяне и большевики, которые лишили европейских « гостей » не только иллюзий, но и власти над городом, – пишет Виктор Савченко в рубрике Архив в № 48 журнала Корреспондент от 9 декабря 2011 года.
Самый французский город в Украине – так можно назвать Одессу. И дело не только в ее знаменитых градоначальниках и губернаторах, французах де Ришелье и де Ланжероне. Более 100 дней – с декабря 1918 года по апрель 1919-го – город был « филиалом » официального Парижа: здесь находилось французское командование и зависимое от него местное марионеточное правительство, французские военные силы, коммерсанты и даже афрофранцузы – выходцы из африканских колоний Франции.
Однако удержать Одессу, которую интервенты планировали использовать то как плацдарм для наступления на большевистскую Москву, то как центр « своего » Южнорусского края, им не удалось.
Более 100 дней – с декабря 1918 года по апрель 1919-го – город был « филиалом » официального Парижа
Помешали не только различные военные группировки, действовавшие тогда на юге Украины – начиная от большевиков и заканчивая крестьянскими отрядами атамана Херсонщины Никифора Григорьева. Проблема была в самих интервентах – они не сумели организовать достойного управления городом и наладить его оборону.
« [Франция послала в Одессу] людей государственно некомпетентных, и результаты получились фатально катастрофическими », – писал Петр Рутенберг, участник тех событий, член созданного французами Совета обороны Одессы, эсер, а впоследствии один из идеологов создания государства Израиль. Он считал, что французское командование « подпадало под случайное влияние случайных людей ».
В итоге в начале апреля 1919 года буквально за пару суток все французские силы и руководители экстренно эвакуировались из неуправляемого города.